Интервью

Как расширить ГЧП

Проекты государственно-частного партнерства призваны снизить нагрузку на государственный бюджет, увеличить объем частных инвестиций. Но этот инструмент требует тонкой настройки законодательства, активности местных органов власти.
С прошлого года удалось внести продуктивные изменения в ряд документов. Однако еще остается поле для совершенствования.

Первые шаги
В нашей стране с большими расстояниями, низкой плотностью населения, холодным климатом кардинальное улучшение жизни граждан требует серьезных инвестиций. Но бюджетных средств на все не хватает. Поэтому еще в 2006 году было решено прибегнуть к новой форме предпринимательства — государственно-частному партнерству (ГЧП). Несмотря на привлекательное и понятное название, сами проекты не просты в исполнении, отличаются многообразием форм.
Объединяющим началом концессионных проектов и других видов ГЧП является вложение средств инвесторов на длительный срок, отложенное получение прибыли. Тогда, 12 лет назад, в экономике хватало маржинальных секторов, в которых прибыль была значительной и быстрой. Все же удалось реализовать три концессионных проекта, причем крупных инфраструктурных. Не без проблем, но все же построили железную дорогу станция Шар — Усть-Каменогорск (24,5 млрд тенге, 2005 г.), межрегиональную линию электропередачи «Северный Казахстан — Актюбинская область» (17,6 млрд тенге, 2005 г.), пассажирский терминал международного аэропорта Актау (4,1 млрд тенге, 2007 г.).
После совершенствования законодательной и институциональной базы, примерно в 2011 году, произошло некоторое оживление на рынке ГЧП.
Как отметил министр национальной экономики РК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ на «правительственном часе» в Мажилисе Парламента, за период с 2003 по 2016 год всего заключен 21 договор на сумму 59,4 млрд тенге. В период с 2017-го по 15 октября текущего года заключено 422 договора на сумму более 1 трлн тенге, что в 21 раз больше, чем в предыдущие годы.
Основной рост начался после поправок 2015 года, которые стимулировали частную финансовую инициативу взамен тотальной государственной. Была предоставлена самостоятельность местным органам власти в части экспертизы проектов, что позволило сократить срок согласований с 18 до 7 месяцев. На сегодня лишь проекты концессии стоимостью выше 4 млн МРП (9,6 млрд тенге) проводятся МИО с привлечением региональных центров ГЧП. Благоприятно сказалась и норма по запрету секвестра расходов по ГЧП. А вот показатель эффективности деятельности акиматов KPI на уровне 5 проектов оказался не слишком эффективным и снизился до 3 проектов в год.

Долгожданные коррективы
В 2017 году приняты поправки, которые всколыхнули ряды потенциальных предпринимателей. Исключили некоторые пункты при планировании проектов ГЧП, разработаны 10 типовых документаций для малых форм (детсады, поликлиники и др.), благодаря которым сразу реализовали 39 типовых проектов. Очень важное изменение касалось гарантированного потребления товаров, работ и услуг в рамках проектов в течение 3 лет. Кроме того, объекты ГЧП, которые переходят в государственную собственность, стали предметом залога. Создана единая база проектов ГЧП.

Объединяющим началом концессионных проектов и других видов ГЧП является вложе-ние средств инвесторов на длительный срок, отложенное получение
прибыли.

— Для реализации большего количества инфраструктурных проектов ГЧП со значительными выплатами из бюджета в июле текущего года внесены изменения в Методику определения лимитов гособязательств по проектам ГЧП. Данная мера позволила увеличить лимиты МИО с 674,2 млрд тенге до 937,5 млрд тенге, то есть на 39%, — сообщил Тимур Сулейменов.
На сегодня в стране заключены 443 договора ГЧП на общую сумму 1,1 трлн тенге (9 республиканских на сумму 875,1 млрд тенге, 434 местных на сумму 221,1 млрд тенге). На различных стадиях подготовки находится 721 проект на сумму 1,5 трлн тенге.
Лидерами по количеству заключенных договоров являются ВКО (103), Актюбинская область (79), Алматы (50) и Костанайская область (45). Лидерами по объему привлеченных инвестиций являются Астана (15,7 млрд тенге), Костанайская (12 млрд тенге), Актюбинская области (11,2 млрд тенге), ВКО (10,6 млрд тенге).

Столичные особенности
Аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Бакытжамал ГАБДРАХИМОВА рассказала об особенностях столичных проектов.

— Бакытжамал Амирхановна, сколько и в каких секторах экономики заключено проектов ГЧП в Астане?
— В единой базе проектов ГЧП в Астане числится 7 заключенных договоров. Из них 6 проектов в сфере образования и 1 проект — инфраструктурный — те самые известные камеры видеонаблюдения «Сергек».
В Казахстане лидирующими сферами экономики, в которых реализуются проекты ГЧП, являются образование с долей 65% и здравоохранение с долей 18%. В сфере образования основная доля проектов ГЧП приходится на детские сады. Данный тренд обусловлен потребностью в строительстве детских садов ввиду острого дефицита мест. В сфере здравоохранения наиболее распространено строительство поликлиник.
По данным за сентябрь 2018 года, по привлечению инвестиций Астана — на первом месте. Общая сумма по заключенным договорам ГЧП в Астане составляет 34,3 млрд тенге.

— Есть ли проекты ГЧП в сферах водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, транспорта, строительства дорог, связи, жилищного строительства? Если нет, то почему, какие причины мешают?
— Что касается сферы ЖКХ, она сейчас пребывает в сложном положении, где сети водоснабжения и водоотведения изношены, сети электричества остаются бесхозными.
Для решения существующих в сфере коммунального хозяйства Казахстана проблем (в том числе в связи с нехваткой инвестиций, низкой энергетической и операционной эффективностью, наличием сверхнормативных потерь, высоким износом основных средств и т.д.) на сегодняшний день осуществляется модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы. Для этих целей разрабатываются в том числе новые подходы по привлечению инвестиций и развития отрасли. Кроме того, в своем Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года Президент РК подчеркнул, что объекты жилищно-коммунального хозяйства необходимо передавать в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией.
Мировая практика показывает, что механизмы ГЧП являются эффективным инструментом управления сферой ЖКХ. Анализ зарубежного опыта финансового обеспечения этих объектов позволяет сделать вывод, что наиболее успешной формой управления в сфере ЖКХ является государственно-частное партнерство. В некоторых странах, таких как Швеция, Франция, Финляндия, государство и частный бизнес эффективно распределили роли в управлении жилищно-коммунальным хозяйством. Понимая, что частное предпринимательство более мотивировано на успешное управление жилищно-коммунальным хозяйством, будучи в условиях конкуренции, государство часто выступает лишь как надсмотрщик.

— Какие условия, гарантии чаще всего хотят видеть инвесторы?
— Любой бизнесмен в первую очередь хочет защитить свои инвестиции, поэтому при решении участвовать в проекте ГЧП каждый бизнесмен желает видеть, какими будут его доходы, а также гарантийные выплаты со стороны государственного партнера. Но учитывая, что государственный бюджет не «резиновый», перед нами стоит задача, чтобы новые проекты ГЧП требовали минимальной зависимости от бюджета. Каждый бизнесмен может организовать на своем объекте новые услуги, чтобы привлекать больше клиентов, а это, соответственно, дополнительный доход. Мы в будущем должны отойти от компенсационных выплат, где частный партнер может полностью окупиться за счет основных операций, которые он будет предоставлять.

???????

— Какие законодательные нормы мешают, какие надо усовершенствовать для более активного вовлечения инвесторов в долговременные проекты ГЧП?
— Методологическая часть любого проекта требует тщательного изучения. Мы, как центр развития ГЧП (Think Tank), ставим перед собой задачу — устранение методологических барьеров. Например, одним из важных изменений является норма о возможности принимать банками в качестве залога договоры ГЧП. Это позволило бизнесменам упростить вопросы финансирования, а у банков второго уровня появилась возможность активно принимать участие в проектах ГЧП.
Одним из обсуждаемых вопросов является внесение поправок в Налоговый кодекс. В нем отсутствуют нормы, регулирующие властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства по договорам ГЧП.

За период с 2003 по 2016 год в стране заключен 21 договор ГЧП на сумму 59,4 млрд тенге. В период с 2017-го по 15 отября 2018 года заключено 422 договора на сумму более 1 трлн тенге, что в 21 раз больше, чем в предыдущие годы.

Кроме того, на текущий момент взаимоотношения государства и бизнеса регулируются двумя отдельными Законами РК — «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях». В действующей редакции Налогового кодекса имеются нормы, касающиеся взаимоотношений, возникающих при реализации концессионных проектов, однако отсутствуют какие-либо нормативы налогообложения, касающиеся проектов ГЧП.
Для улучшения налогового климата для проектов ГЧП в действующую редакцию Налогового кодекса необходимо внести поправки, которые будут включать одинаковые принципы налогообложения как к проектам концессии, так и к проектам ГЧП.
В Казахстане наблюдается большой потенциал для развития ГЧП. Реализация проектов с применением механизма ГЧП обеспечит ускорение темпов роста экономики регионов, а также приток капитала. Однако, для того чтобы обеспечить благоприятные условия становления и развития ГЧП, необходимо решать не локальные сиюминутные проблемы, а подходить к вопросу функционирования механизма ГЧП комплексно, устраняя фундаментальные проблемы как причину, не борясь с последствиями.

Ольга ФЛИНК

Статьи по Теме

Back to top button