Культура

От черно-белого к цветному

В Астане проходит тематическая фондовая выставка «Взгляд через объектив» из коллекции фотоаппаратов столичного музейного собрания Президентского центра РК, приуроченная ко Дню работников науки Казахстана, передает Вечерняя Астана.

Посетителям предоставляется возможность познакомиться с историей фотоаппаратов, начиная с их зарождения до эпохи цифровых камер. Здесь представлены 53 уникальных экспоната из фондов Президентского центра, а также Северо-Казахстанского областного музейного объединения в рамках межмузейного сотрудничества.

Каждая камера имеет свою дату выпуска и историю. Они различаются размерами, сериями, технологией, техническими характеристиками. Например, первые фотоаппараты были тяжелыми и громоздкими, изготовленными из чистого дерева. Вниманию посетителей представлена группа из самых уникальных, старинных реликвий музейной коллекции — серии больших деревянных фотоаппаратов ФК, ФКД, а также другие. О самых интересных моментах развития камер рассказали гиды Президентского центра РК Анара ОСПАНОВА и Серик БАҚЫТЖАР.

НАСЛЕДИЕ ШАНГЕРЕЯ БОКЕЕВА

На одной из витрин разместились редкие экспонаты: коллаж в формате А5 фотографии первого казахского фотографа Шангерея Бокеева, сделанные в 1905 году, фотоаппарат Praktiflex, красная печать для фотопленки, вспышка для фотоаппарата белого цвета.

Как объяснили гиды, в Казахстане фотографическое дело связано с первым казахским фотографом Шангереем Бокеевым, которому в 1901 году на праздновании 100-летия Букеевской Орды в Санкт-Петербурге император Николай ІІ подарил фотоаппарат со всеми принадлежностями. Вернувшись на родину, Шангерей Бокеев освоил фотографическое дело, снимая быт и жизнь родного аула. До наших дней дошли несколько его снимков, которые представлены на данной выставке.

— Шангерей был многогранным человеком. Он родился в 1847 году в Букейле, в Ханской Орде в Жаскусе. Сначала окончил училище в Астрахани, затем поступил в Оренбургский кадетский корпус. Некоторое время работал в Самарской губернии мировым судьей. Но вскоре и эту службу он тоже оставил и вернулся на родину. Интересно, что после этого он жил по своему усмотрению, владел Ордой — Кульборе, строил дома, сажал сады, разводил племенной скот, жил роскошной жизнью, — рассказала гид Анара Оспанова.

После визита в Россию Шангерей в скором времени освоил фотоискусство. Оригинальные картины, хранящиеся в фондах Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, переданы в 1980 году исследователем Мустафой Смагуловым. Было записано, что фотографии, названные «Дети села Шангерей» и «Близкие родственники Даулетше Кусепкалиева», сделаны в начале XX века, а фотография «Доильщики кобыл» фактически напечатана на ленте в 1912 году.

Первое изображение — «Детвора двора Шангерея Бокеева», начало XX века. На фотографии отмечены имена детей: Абиль, Медет, Мукас, Ануар, Кален, Максат, Баке.

Второе изображение — «Близкие и родные души Даулетшаха Кусепкалиева», начало XX века. На этой фотографии, немного поврежденной и изношенной, арабскими буквами указаны имена каждого человека. Однако некоторые изображения нечеткие. Видно, что доктор Даулетше Кусепкалиев сидит на скамейке, одетый в головной убор, похожий на пилотку.

Фотоаппараты начала XX века того времени были примитивными по сравнению с современными устройствами, их конструкция и функциональность сильно ограничены. Один из примеров таких фотоаппаратов — «Фотокор», характеризующийся простотой конструкций и механизмов. Эти устройства, часто изготавливаемые вручную или малыми партиями, имели металлический корпус и могли использовать стеклянные или оптические линзы для съемки.

ПАНОРАМА ВРЕМЕНИ

Еще одно удивительное изобретение — фотоаппарат «Горизонт», который широко использовался советскими фотографами для создания впечатляющих панорамных снимков, добавляя интересные и уникальные перспективы. Он использовался для съемок пейзажей, архитектуры и других сцен, где требовался широкий обзор. Важно отметить, что «Горизонт» также находил широкое применение в военных целях, использовался для создания панорамных изображений с высокой степенью детализации для разведывательных целей. Помимо этого, он прославился своим участием в различных выставках и фотоконкурсах, где панорамные снимки часто привлекали внимание зрителей и жюри.

— «Горизонт» производился на Красногорском механическом заводе в период с 1967 по 1973 год. Корпус фотоаппарата выполнен из металла, задняя стенка загнута. Он использовал фотопленку типа 135, устанавливаемую в стандартные кассеты, а также имел цепочку на задней стенке для удобства зарядки. Размер кадра составлял 24×58 мм, и на стандартной (1,65 м) фотопленке можно было получить 21 изображение, которое могло быть напечатано на лупе среднего формата размером 6х6 см. В свое время на одной из выставок был представлен 21 миллион экземпляров оригинальных фотоаппаратов с индексами 8 мм, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.

С течением времени производство фотоаппарата «Горизонт» было прекращено, но остался в памяти фотографов и коллекционеров, которые ценят уникальные возможности и качество изображений.

КОСМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Среди экспонатов привлекла внимание и витрина с фотоаппаратами «Спутник» и «Старт». Они были разработаны в Советском Союзе и использовались для различных целей. К примеру, фотоаппарат «Спутник» предназначен для создания снимков с высоты и использовался в аэрофотосъемке. Он мог быть установлен на борту воздушных судов или других летательных аппаратов и использовался для создания карт, мониторинга территории, изучения географических объектов и других приложений, связанных с обработкой информации, полученной с воздуха.

— Этот фотоаппарат создан в период с 1955 по 1973 год. Производителем является Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина. На 1 октября 1961 года цена камеры составляла 26 рублей. Она предназначена для любительской и профессиональной стереоскопической съемки на черно-белой и цветной фотопленке типа 120. Размер кадра составляет 60х60 мм. Корпус изготовлен из пластмассы, с задней стенкой, — объясняет экскурсовод.

Кроме того, фотоаппарат «Старт» создан для использования в космических миссиях и предназначался для съемки объектов космоса, а также для изучения и исследования окружающей среды и поверхности планет. Фотографии, сделанные с помощью «Старта», использовались для научных исследований, космической географии. Оба эти фотоаппарата играли важную роль в научных и исследовательских программах Советского Союза, а их использование способствовало расширению знаний о космосе и Земле.

ПЕРЕДОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО

Далее интересные экспонаты, представленные в витрине, включают в себя фотоаппарат «Сокол» и старый фотоальбом.

Предыстория фотоаппарата «Сокол» восходит к Ленинградскому оптико-механическому объединению (ЛОМО), одному из ведущих производителей фототехники в Советском Союзе. В 1960-е годы ЛОМО активно работал над разработкой новых моделей фотоаппаратов, стремясь создать современные и конкурентоспособные устройства для массового потребителя.

«Сокол» был одним из результатов этой работы. Его разработка и производство связаны с желанием предложить рынку современный и технологичный фотоаппарат, который бы удовлетворял запросы как любителей, так и профессиональных фотографов.

«Сокол» представлял собой малоформатный дальномерный фотоаппарат с экспозиционным программным автоматом, что делало его удобным и простым в использовании. Его запустили в серийное производство в 1966 году. Он быстро завоевал популярность благодаря своей передовой конструкции и качеству снимков. В 1977 году цена фотоаппарата составляла 145 рублей, что было в полтора раза дороже зеркальной камеры «Зенит-Е» со сменной оптикой. Хотя он был достаточно дорогим для своего времени, его продажи были значительными, и он завоевал признание как внутри страны, так и за ее пределами. В 1978 году производство этого фотоаппарата было прекращено. Вместе с этим начался выпуск новой модели — «Сокол-2». В коллаже представлены фотографии фотоаппарата «Сокол», старые фотографии, сделанные в 1960-х годах, а также изображения из Ленинградского оптико-механического объединения.

Напомним, выставка «Взгляд через объектив» продлится до 31 мая. Вход свободный.

Статьи по Теме

Back to top button