Общество

Семь главных результатов индустриализации

Казахстан является единственной страной в ЕАЭС, в которой, начиная с 2010 года, обрабатывающий сектор остается в положительной зоне. Более того, обрабатывающая отрасль не просто растет, она стала основным драйвером роста промышленного развития страны.

Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК, которую, кстати, с начала реализации в нашем обществе не критиковал только самый ленивый. Тем не менее, именно ГПФИИР оказала значительную поддержку существующему бизнесу, стала фундаментом для развития новых производственных переделов и, соответственно, повлияла на структуру экономики страны.
По мнению экспертов, за годы индустриализации Казахстану удалось добиться качественного преобразования системы государственного управления и заложить базу для дальнейшего развития.

Как мы этого достигли?
Первое. Сформировали правовые основы текущей промышленной политики.
Начиная с 2010 года, в Казахстане изменено порядка 100 законов («Об инвестициях», «О частном предпринимательстве», «О лицензировании» и др.), разработаны и приняты три новых важных закона — «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» ( сейчас он вошел в Предпринимательский кодекс), «О специальных экономичес­ких и индустриальных зонах», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Подготовлены и приняты 23 отраслевые программы по развитию приоритетных секторов экономики и 16 программ развития территорий с детально прописанными планами развития реального сектора.

Второе. Создали качественную инфраструктуру для обеспечения успешного ведения бизнеса.
Созданы и успешно развиваются 13 специальных экономических и 24 индустриальные зоны, полностью решена проблема энергодефицита, было построено и реконструировано около 4 тысяч км автомобильных дорог (Западная Европа — Западный Китай, два транзитных коридора Центр — Юг и Центр — Восток) и порядка 1,7 тыс. км железных дорог (Узень — государственная граница с Туркменистаном, Жетыген — Коргас, Бейнеу — Жезказган, Аркалык — Шубаркуль).

Третье. Создали систему господдержки через институты развития.
Институты развития стимулируют развитие производственных секторов мерами господдержки. Сегодня предпринимателям доступно около 100 мер государственной поддержки. Обрабатывающему бизнесу обеспечен доступ к финансированию через льготное кредитование, возмещение, лизинг, гарантирование, страхование. Также работают программы поддержки «Производительность», «Дорожная карта бизнеса», «Инвестор», «Экспорт» (эти программы были до 2015 года).

Государство стимулирует внедрение и использование технологий по повышению эффективности ведения бизнеса. Например, энергосберегающие технологии и бережливое производство (Lean Manufacturing).

Четвертое. Изменили политику регионов.

Индустриализация стала важным критерием и для каждого акима. Включение ее в KPI акимов активизировало работу регионов по привлечению инвестиций, сформировало культуру конкурентной борьбы за инвесторов. В регионах даже были учреждены должности заместителя акима по индустриальному развитию и созданы свои, региональные, институты развития, такие как социально-предпринимательские корпорации и региональные агентства по привлечению инвестиций.

Результатом осуществления целенаправленной индустриальной политики можно назвать примеры Кос­танайской и Акмолинской областей, которые из полностью аграрных стали аграрно-индустриальными регионами. Так, в Акмолинской области доля обрабатывающей промышленности к 2020 году достигла 24,3%, значительно обогнав аграрный сектор (16,5%). То же — в Костанайской области: доля обрабатывающей промышленности составила 19,5%, тогда как аграрная — только 12,5%.

Пятое. Переориентировали цели внешней политики.
Произошло реформирование работы загранучреждений: привлечение инвестиций и координация экспорта теперь тоже их задача. С 2012 года в посольствах РК работают специальные советники по инвестициям. Мало того, АО Kazakh Invest и Комитет по инвестициям Министерства по инвес­тициям и развитию были переданы в ведение МИД для координации продвижения экспорта и в рамках расширения полномочий по привлечению инвестиций.

Шестое. Повысили имидж производителей.
Привлекательность производственного сектора выросла благодаря проведению премий, конкурсов и выставок, таких как «Алтын сапа», «Лучший товар Казахстана», Ulttyq onim, «Парыз», «Бизнес кемелділік», «Іскер», «Ұлы Дала Елi» и других. Стало престижно быть производителем.
Седьмое. Укрепили взаимодействие государства и бизнеса.

Образовалась синергия между государством и производителями. Начали работу Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-министра РК и Комиссия по промышленному развитию. Была образована Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» как представитель интересов предпринимателей в процессе создания законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса.

Обратную связь усилила и работа таких диалоговых площадок, как Совет иностранных инвесторов под председательством Президента РК и Астанинский экономический форум.
Ассоциации теперь активно участвуют в разработке законов, касающихся их деятельности. Введен институт инвестиционного омбудсмена, в функции которого входят решение проблем и защита прав инвесторов.

К каким результатам привели реформы?
Кардинально изменилась структура целого ряда обрабатывающих отраслей. Предприятия освоили производство абсолютно новых видов продукции, которые ранее никогда не производились в Казахстане.

В металлургии появились производства готовых изделий из стали (радиаторы, ванны, проволока, канаты, рельсы). Увеличена переработка первичного алюминия внутри страны.

С запуском завода по производству титановых слитков и сплавов Казахстан теперь представлен и в цепочке мировых производителей титана.

Индустриализация позволила практически с нуля создать в Казахстане новые направления в машиностроении, такие как крупное железнодорожное машиностроение (локомотивы, пассажирские вагоны), современное нефтегазовое машиностроение (запорная арматура, насосы), а также придала импульс для становления собственного конкурентоспособного производства электротехнического оборудования.
В химической промышленности появились новые сложные производства (цианида натрия, сульфата аммония, экстракционной фосфорной кислоты, аммофоса, азотно-фосфорных удобрений). В результате порядка 80% казахстанских аграриев обеспечены отечественной продукцией.

В целом за годы индустриализации запущено более 1,5 тыс. индустриальных проектов, которые сегодня обеспечивают 35% от объема производства в обрабатывающей промышленности. Создано более 200 тыс. постоянных рабочих мест. Объем производства обрабатывающей промышленности за 10 лет, с 2009 по 2020 год, вырос почти в 4,5 раза.

За последние пять лет реализованы такие крупные проекты, как Актогайский и Бозшакольский ГОКи по производству катодной меди, производство ферросилиция в Карагандинской облас­ти, производство железнодорожных колесных пар в Павлодарской области, проведена модернизация Атырауского, Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов.

Только за 2020 год в рамках Карты индустриализации и Карт поддержки предпринимательства регионов в нашей стране появилось более двухсот новых предприятий общей стоимостью 916,8 млрд тенге, где получили работу более 18,6 тысячи казахстанцев.

К примеру, в Карагандинской области компанией Linde Gas запущен завод по выпуску промышленных газов (кислорода и азота), необходимых для сталелитейного производства, медицины и производства электроники. В Алматы введено сборочное производство легковых автомобилей марки Hyundai. В Восточно-Казахстанской области ТОО «Ульба-ТВС» наладило выпуск тепловыделяющих сборок для атомных электростанций в качестве ядерного топлива.

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 2009 года с 10,9 до 13,1% по итогам 2020 года.

Рост валового внутреннего продукта увеличился к 2020 году в 4,2 раза и составил 70,6 трлн тенге. Валовая добавленная стоимость обрабатывающей промышленности за 10 лет осуществления политики индустриализации увеличилась в 5 раз — до 9,2 трлн тенге.

Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности к 2020 году вырос в 2,9 раза и составил 1077,8 млрд тенге (в 2009 году — 378 млрд тенге).

Производительность труда обрабатывающей промышленности по сравнению с 2009 годом увеличилась к 2020 году в 1,7 раз — с 23,1 тыс. до 38,4 тыс. долларов США на человека. Среднемесячная номинальная заработная плата — в 3,4 раза, увеличившись по сравнению с 2009 годом с 69 тыс. до 234,5 тыс. тенге.
Сегодня налоги от обрабатывающей промышленности в 6,5 раза превышают государственные затраты на реализацию политики индустриализации. Совокупный объем налоговых поступлений и других обязательных платежей составил 11,4 трлн тенге. Налоговые поступления от предприятий обрабатывающей промышленности намного превышают такие отрасли, как сельское хозяйство, транспорт и торговля в совокупности.

Экспорт — критерий конкурентоспособности
В 2020 году Казахстан впервые начал экспортировать продукцию по 507 новым товарным позициям металлургии, машиностроения, строительных материалов, химической, фармацевтической, легкой и мебельной промышленности. Сумма поставленных на экспорт товаров составила 5 358 тыс. долларов США.
Первыми потребителями новых товаров, которые начали производиться только в 2020 году, стали Багамы, Гайана и острова Кайман. Новые расточно-фрезерные станки с числовым программным управлением покупает Российская Федерация, машины и механические приспособления специального назначения — Мексика.

Объем экспорта обрабатывающей промышленности к 2020 году вырос в 1,3 раза — до 15,4 млрд долларов США.

Сегодня товары обрабатывающей промышленности экспортными объе­мами свыше 1 млн долларов США Казахстан поставляет в 79 стран мира. В 13 стран — объемами от 100 тыс. до 1 млн долларов США, еще 39 стран закупают у нас товары глубокой переработки мелкими объемами до 100 тыс. долларов.

Что дальше?
Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства страны. Новый курс государства на повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности лишний раз подтверждает этот факт.

В целях успешной реализации индустриальной политики Правительством страны и МИИР РК по поручению Главы государства выстроены системные меры стимулирования, направленные на устойчивое развитие конкурентных преимуществ и экспортных возможностей индустриального и инновационного казахстанского бизнеса.

Первое. Отобрано более 4 тысяч товаров средних и высоких переделов, ориентированных на обеспечение внут­реннего рынка и экспорт. В рамках «Экономики простых вещей» принимаются меры по совершенствованию льготного кредитования приоритетных для страны производств и новых индустриальных проектов.

Второе. Правительством утвержден Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», который охватывает пять направлений, в том числе индустриально-инновационное развитие страны.
Нацпроектом предусмотрены меры стимулирования предприятий к модернизации технологических процессов, повышению эффективности организации производства, повышению производительности труда и компетенций инженерно-производственного персонала промышленных предприятий, возмещению расходов по разработке и экспертизе комплексного плана индустриально-инновационного проекта.
ГПИИР на 2020-2025 годы также переведена в формат национального проекта.

Третье. По поручению Президента страны в 2020 году разработан проект закона «О промышленной политике Республики Казахстан», который в настоящее время находится на рассмот­рении в Мажилисе Парламента РК.
В рамках законопроекта «О промышленной политике РК» расширен перечень инструментов стимулирования предприятий, направленных на повышение производительности труда: промышленный грант, цифровая трансформация производства.

Предусмотрен механизм льготного кредитования промышленно-инновационных проектов по ставке не выше 3%, который будет реализован через Фонд развития промышленности, а также финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта. Поставлена цель: увеличить количество активных экспортеров товаров, производимых обрабатывающей промышленностью.
Реализация всех этих мер позволит обеспечить дальнейший качественный рост экономики страны и улучшить благосостояние народа Казахстана.

Статьи по Теме

Back to top button