История

Легендарная «полуторка» и автобус-«санитарка»

Автомобилями-легендами, ковавшими победу во Второй мировой войне, стали прославленная «полуторка» ГАЗ-АА и автобус-«санитарка» ГАЗ-0330. Исключительная прочность, непритязательность и хорошая проходимость — таковы основные характеристики этих моделей. Обе сохранились в Астане до наших дней благодаря реставрации ценителей ретромашин. О них нашему корреспонденту рассказал руководитель общественного объединения «Авто-мото-целина» Ерлан БАРЕНОВ, передает Вечерняя Астана.

ДОВОЕННЫЙ РАРИТЕТ

ГАЗ-03-30 — самый массовый автобус СССР довоенного времени и первых послевоенных лет. Небольшой автобус на 16 пассажиров выпускался восемь лет до Великой Отечественной войны и пять лет после. В годы войны выпуск стандартных двухосных автобусов стал штучным, но не прекратился: в этот период собрали несколько десятков автобусов ГАЗ-03-30. Основным назначением небольшого автобуса считалось использование его в качестве служебного транспорта для предприятий. Недорогой автобус на массовом грузовом шасси стал отличной базой для создания машин специального назначения — штабных, пожарных, санитарных, а также вместительных фургонов для разных грузов. Во время Великой Отечественной войны на базе этого автобуса на шасси ГАЗ-ААА выпускались штабные и санитарные машины с колесной формулой 6х4.

— Наш автоклуб как-то пригласили участвовать в автопробеге, посвященном Великой Победе, в Темиртау. После мероприятия заказчик сказал, что оплатить участие нет финансов, и предложил взять стоявший в их автошколе на постаменте ГАЗ-0330. Мы согласились, перевезли на нашу автобазу и стали реставрировать. Беда в том, что эти машины давно уже не выпускаются и запчастей к ним не найти, а ставить запчасти с других машин мы не хотели — пожелали полностью сохранить оригинальность модели. Медленно, но верными шагами мы продолжаем идти к своей цели, — рассказывает Ерлан Баренов.

ДОРОГА ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ «ПОЛУТОРКИ»

Много лет назад в руки реставраторов попало антикварное авто — легендарная «полуторка» довоенных и военных лет, которая в свое время сыграла большую роль в жизнеобеспечении блокадного Ленинграда. Именно «полуторки» в войну шли вереницей по Ладоге, Дороге жизни, потому что лед не выдерживал трехтонные ЗИС-5 и «студебеккеры» — только полуторатонные грузовички. Это живая история.

— Наша «полуторка» была получена рядовым Нечипуряком где-то под Белгородом, дошла до Берлина и в 1946 году прибыла в Акмолинск. До последнего дня хранилась в совхозе Кирова — это сегодняшний жилой массив Коктал. В начале 2003 года Стрельцов, директор пригородного совхоза имени Кирова, как-то, проезжая мимо нашего автопарка ретромашин, раскинувшегося под открытым небом, увидел редкие уже на тот момент экземпляры. Он зашел, поинтересовался нашей деятельностью и предложил  свой экспонат с условием, что ретроавтомобиль не будет перепродан и навсегда останется у акмолинцев. Стрельцов рассказал, что ГАЗ-АА распределили после войны, в 1946 году, в городской военкомат в Акмолинск, а оттуда направили в совхоз имени Кирова, — продолжает собеседник.

— ГАЗ-АА — простой и неприхотливый, почти всегда вез на себе больше груза, чем полагалось, иногда в два раза! — продолжает Ерлан Баренов. — Возил раненых, был связной и аэродромной машиной, работал в степях Украины и горах Кавказа, в Заполярье, а затем и в Европе. Но главную свою роль «полуторки» сыграли в годы блокады Ленинграда — именно эти грузовики переправили сотни тысяч тонн военных грузов и продовольствия по льду Ладожского озера, а обратно везли эвакуированных людей. Каждый четвертый водитель не вернулся из рейса. «Полуторка» стала важным символом Великой Отечественной войны наряду с танком Т-34, «катюшей», пистолетом Токарева и трехлинейкой (винтовкой Мосина), — говорит собеседник.

Идет не первый год восстановления, поясняет Ерлан Баренов. Дело в том, что если на более поздние модели запасные части можно найти поближе — в Петропавловске, Челябинске, Кургане, то на «полуторку» — только в Санкт-Петербурге и Москве и только у истинных коллекционеров.

ЛЮБОВЬ К ТЕХНИКЕ, И НЕ ТОЛЬКО

— Но я хочу здесь прерваться и рассказать, как все начиналось. Общественное объединение «Авто-мото-целина» создано лет шесть назад. Нас объединяет любовь к технике. Сейчас нас 80 участников и около 30 автомобилей, 10 мотоциклов времен советской эпохи. Здесь собрались ценители не только автомобилей, автобусов и грузовиков, но и мотоциклов. И все они местные городские ребята, бывшие целиноградские. Их главная задача — сохранение историко-культурного наследия Казахстана. Своим примером мы оказываем содействие в военно-патриотическом воспитании молодежи, то есть восстанавливаем ретротехнику и принимаем участие во всех общественных мероприятиях города и страны. Мы хотим на примере этой легендарной техники воспитать новое поколение инженеров-механиков — ребят, которые заинтересованы заниматься автомеханикой, воспитать самодостаточную казахстанскую молодежь, которая будет гордиться своей страной. Мы надеемся, что это будут технически грамотные, патриотичные, умные ребята, — увлеченно рассказывает собеседник.

Ерлан Баренов создал и радиотехнический кружок. В нем занимаются ребята от 10 до 15 лет. Дважды в год, 1 мая и на День автомобилиста, в октябре, все его члены дружно выезжают на природу. Помогают друг другу восстанавливать технику, решают сообща какие-то житейские проблемы.

— Задача нашего объединения — на собственном примере прививать подрастающему поколению нравственные ориентиры, культурные ценности, — поделился мыслями руководитель объединения. — «Авто-мото-целина» создает музей из предметов быта прошлых лет. Например, воссоздана старая телефонная будка, реставрируется деревянный ларек, который когда-то стоял в городском парке. Планируется, что в ларьке будут продаваться квас из бочки, пряники, сладкие «петушки» и газеты. Как в былые годы.

Статьи по Теме

Back to top button