Интервью

Поддержка столичных предпринимателей

Увеличение ВРП столицы ежегодно на 3,9% стало одним из главных ожидаемых эффектов реализации Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны». 75% валового регионального
продукта в Астане генерирует МСБ, 70% активной части населения занято в бизнесе. О том, как решаются
вопросы бизнесменов города, мы поговорили с директором Палаты предпринимателей города
Астаны Бейсеном ЖОЛБОЛДИЕВЫМ.

— В этом году работа Палаты предпринимателей была подвержена большой реорганизации. Каким образом сегодня она работает?

— Хочу отметить, что Палата предпринимателей «Атамекен» собственно и создавалась в помощь бизнесу. К примеру, на последней встрече с акимом столицы предприниматели подняли более 60 вопросов, из них 80% системные, которые мы решаем по всему Казахстану. Что касается реорганизации, то мы уже с марта полноценно работаем в этом направлении. Поэтапно внедряем новые механизмы для того, чтобы было комфортно, лучше и прозрачно для бизнеса. Мы создали отраслевые советы по направлениям развития — услуга, торговля, строительство, туризм и прочее. Всего семь отраслей.

У нас город сервисный, 50% — это торговля и услуги. Драйвером является и строительная отрасль, в ней занято почти 100000 человек.

Мы проводим массу опросов, работа идет для мониторинга деятельности бизнеса. И люди поняли, что это дело нужно и важно, на сегодняшний день в отраслевых советах насчитывается более 700 человек. А за ними стоят еще люди, работающие в бизнесе. Создаются новые направления, к примеру, туристический бизнес раньше не был представлен, а сейчас есть — это и гостиничный бизнес, и туроператоры, и логистика. Кстати, есть и отдельный блок, представляющий транспорт и логистику. Пандемия показала, насколько важной является логистическая отрасль, да и сейчас в непростое время противостояния у наших соседей мы должны выстраивать новые логистические цепочки, находить обходные пути.

В рамках отраслевых советов провели 74 заседания, выявили 130 системных вопросов и 43 уже решили, а это почти 40% дела, остальные находятся на стадии решения.

— Я заметила, что в здании Палаты предпринимателей работает центр обслуживания. Каков механизм работы?

— Да, в Многофункциональном центре обслуживания предпринимателей можно решить множество вопросов. Раньше мы подробно рассказывали бизнесменам все условия ведения своего дела, направляли им пакет документов, остальные услуги они получали уже в других государственных органах. Сейчас же у нас есть свой МЦОП. Обратившись к нам, можно получить консультацию, сформировать пакет документов, подать их и получить конечную услугу. В одном месте можно получить 957 услуг. Своих у нас порядка 70, остальные — это ЦОН, банки второго уровня, различные корпорации, Центр занятости населения.

— Какие именно услуги оказывает столичным предпринимателям палата «Атамекен»?

— В «Атамекене» существуют три блока. Экономический, который рассматривает государственную поддержку, сопровождает различные проекты, в том числе и в рамках ГЧП, национальных проектов и проекты экспортеров. Специалисты этого блока владеют информацией, начиная от кредитования. Социальный блок — это потребность в кадрах, взаимодействие с колледжами, здесь у нас много вопросов. Третий блок – правовой. Если в отношении бизнеса со стороны госорганов чинятся различные барьеры, возникают какие-то судебные вопросы, то специалисты этого блока защищают бизнес. Также выдаем экспертные сертификаты — это тоже важное дело. Работает Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, в его составе есть представители прокуратуры, антикоррупционного комитета, дисциплинарного совета акимата города, общественники и адвокаты. Стоит отметить, что этот год антикор назвал годом защиты бизнеса. У нас работает мобильная группа, которая реагирует на несанкционированные проверки бизнеса. Стоит позвонить на определенный номер, и мобильная группа сразу выезжает на место проверки. Есть у нас и совет по устранению барьеров, мешающих бизнесу. Есть отдельный комитет по сбыту, специалисты которого также отвечают за налаживание контактов с иностранными государствами.

— Что касается инвестиционных проектов. Какие уже работают в городе?

— Поскольку наш город является столицей, к нам приезжает очень много гостей. Мы стараемся сразу наладить какие-то контакты. Если они хотят инвестировать, то у нас есть готовые инвестпроекты, требующие финансирования. Конечно, есть у нас проблема с дефицитом земельных участков, но сейчас строится второй технопарк площадью 400 гектаров, где можно будет получить участок.

На сегодняшний день разработана специальная Дорожная карта. Стоимость проекта составляет около 2 трлн тенге. В работе сейчас — 153 проекта.

— Как помогает акимат города бизнесменам и вам?

— У нас существует четкий алгоритм работы, выраженный в союзе: бизнес — «Атамекен» — акимат. Спасибо акиму столицы Женису Касымбеку за утвержденный им график работы. Каждую неделю к нам приходит один из четырех заместителей и решает вопросы по своей компетенции. Мы заранее готовим вопросы и ждем ответа на следующей встрече. Отмечу, что в целом нам помогают все государственные органы, включая прокуратуру.
На последней встрече с акимом столицы бизнесмены подняли более 50 системных вопросов, ждем еще одну встречу с ним, где будут даны четкие ответы.

Благодаря работе акимата города были положительно решены 48 вопросов, из них 5 — в работе.

— Сейчас в обществе очень много вопросов по школьному питанию. Как бизнес, занятый в этой сфере, решает их?

— Да, совершенно верно, на сегодняшний день в городе в этой сфере занято 17 поставщиков питания. Были большие сложности с подушевым тарифом, однако мы этот вопрос решили совместно с акиматом города. 449 тенге составлял тариф на питание одного школьника, но эти суммы были определены еще в 2018 году, вы знаете, что стоимость продуктов выросла в два-три раза. На встрече с акимом этот вопрос был решен в сторону увеличения тарифа на 30% и составил 584 тенге. Но и этого мало, необходимо разработать полноценное меню, которое устроило бы и школьников с родителями, и бизнес с городским бюджетом. Мы предлагаем поднять тариф до 800 тенге, сейчас этот вопрос обсуждается.

— Речь идет только о школьном питании? Что в детских садах?

— Здесь проблема, скажем, посложнее питания. Речь идет о лицензировании детских садов. Палата предпринимателей выступает против этой инициативы, поскольку здесь сразу выступает коррупционная составляющая. Кроме этого, стоит напомнить, что сотрудники, работающие в государственном детском саду, имеют право на социальный пакет, а в частных, увы, нет. Между тем частные детские сады помогают государству разгрузить проблему нехватки мест. Сегодня более 50% детей воспитываются в частных детсадах. Давайте сделаем равные условия. Это должно касаться всего, в том числе и повышения квалификации педагогов, ведь может случиться так, что завтра этот воспитатель перейдет на работу в государственный детсад, при этом потеряв время и не получив соответствующую категорию. Опять же, очередь на получение жилья. Пусть она будет единой для всех сотрудников, работающих в детских садах, вне зависимости от формы собственности.

— Наш город молодой, продолжает строиться и расширяться. Строители в структуре бизнеса представлены большой армией. Как обстоят дела в сфере строительства?

— Очень много вопросов. И по внедрению в жизнь нового генерального плана, и по новым нормам и прочее. К примеру, строительная фирма построила дом, выполнила все технические условия, включая инженерно-технические связи — сети для тепла, воды, канализации, и на моменте передачи их объектам естественных монополий возникает проблема. Они говорят, что нет правил передачи. Люди уже живут в доме, пользуются светом, водой, теплом, а услугодатель, получая деньги, не берется за обслуживание дома. Все это хозяйство остается бесхозным и разворовывается. Опять крайним остается предприниматель.

— А ведь предприниматели — это основная доля по налогам в бюджет города. Правильно?

— Совершенно верно. Мы защищаем своих предпринимателей, вникая во все нюансы, в том числе и налоговые отчисления. К примеру, в прошлом году защитили права бизнеса по сделкам на 56 млрд тенге. Тут вообще много нюансов, доходит до абсурда. К примеру, транспортная компания взяла на себя обязательства довезти товар из точки А до точки Б. Налоговые органы говорят, что компания не вправе этого делать, потому что у нее нет транспорта. Но это личное дело компании, она может взять услуги аутсорсинга. У строительных компаний тоже нет всей необходимой техники для возведения здания, но они нанимают субподрядчиков и каждый занимается своим делом. Главное, чтобы цель была достигнута и качество при этом не страдало. Еще один пример нашего вмешательства — это вопрос страхования при участии в госзакупках. У нас есть три возможности гарантии — банковская, денежный эквивалент и страхование, которое два года не работало. Мы в рамках работы совета по барьерам этот вопрос сняли. Вообще, что касается налогов, отмечу, что сегодня у предпринимателей много вопросов, к примеру, возврат НДС. Порог по НДС нужно ставить только для крупного бизнеса. Для малого и среднего бизнеса это чрезмерно сложно. Его необходимо администрировать. К тому же на текущий момент возврат по НДС — острая проблема. Ставка розничного налога была 4% с возможным понижением до 2% по решению маслихата. Те, кто работает по упрощенке, из-за моратория налог не платили. Налоговые органы не оповещают переход налога, спустя три года к предпринимателю прилетает «письмо счастья». Его потом направляют в консалтинговую компанию и, конечно, это может трактоваться как коррупционная составляющая.

В городе насчитывается 225 тысяч активно действующих предприятий. Из них 67 тысяч попадает под розничный налог.

— В преддверии зимы еще одной большой проблемой для горожан стали стоимость и качество угля. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

— По углю мы сделали аукцион. Объясняю, есть производитель, который продает тонну угля примерно по три тысячи тенге, однако напрямую у него купить невозможно, так как между ним и покупателем присутствует много игроков, которые искусственно поднимают цены. Таким образом третьи лица зарабатывают больше, чем сами недропользователи, при этом не вкладывая ни копейки и не имея соответствующей базы и техники.

Пока уголь дойдет до конечного потребителя, цена повышается до 15-20 тысяч тенге за тонну.

В рамках Совета по барьерам мы провели большой анализ и внесли этот вопрос как барьер. Для его решения предложена аукционная система торговли. Благодаря чему и крупные, и мелкие компании получили возможность покупать уголь на бирже, через аукцион.

В целом хочу сказать, что Палата предпринимателей всегда стоит на страже интересов бизнеса. В любое время двери для предпринимателей открыты.

Статьи по Теме

Back to top button