НовостиОбразование

Кто будет командовать школами и садами?

Со следующего года районные и городские отделы образования станут подконтрольны и подотчетны профильным областным управлениям, сообщил министр.

Минусы и плюсы

Министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ опубликовал пост в Facebook, который вызвал широкое обсуждение.
По поручению Президента принят закон, согласно которому уже с 2021 года районные и городские отделы образования станут подконтрольны и под­отчетны профильным областным управлениям, отметил он.

То, как работают и взаимодействуют между собой районные, городские и областные органы образования, давно вызывает нарекания со стороны экспертов, считает глава ведомства.
«Соответственно, управление и финансирование отделов образования городов и районов теперь переходит на областной уровень и областной бюджет, — пояснил Асхат Аймагамбетов. — Значит, проблемы и нужды каждой школы и каждого детского сада перейдут под контроль области. Это критически важный для всего образования шаг».
Министр напомнил, что сейчас районные и городские отделы образования (а значит, школы и сады) подчиняются местным акимам, соответственно, их финансирование зависит от возможностей конкретного района или города.
«Новые меры помогут сократить путь от Министерства образования и науки до каждой школы и детского сада, — считает он. — Но важно еще и то, что нововведения помогут выровнять условия в организациях образования. Не секрет, что в нашей стране, несмотря на единые нормативные правовые акты, единые госстандарты и требования, качество знаний учащихся отличается не только между регионами, но даже между районами одной области. Именно это показывают международные сравнительные исследования, разрыв в качестве образования достигает двух лет даже внутри одной области. Точно так же из-за разницы в финансировании и управлении отличается уровень подготовки школ к отопительному сезону, уровень обеспечения учебниками, предметными кабинетами, компьютерами или проведением ремонтных работ. Из-за такой системы управления образованием страдает обратная связь, следование международным требованиям образовательной политики».
«Нужно открыто сказать, что УО сегодня фактически не имеют влияния на школы и сады, которые управляются акиматами районов и городов. В их управлении только колледжи, 5-10 школ для одаренных детей и детей с особыми потребностями, детские дома, психолого-медико-педагогичес­кие комиссии. Однако теперь, когда школы и сады будут управляться из одного центра, будут комплексно решаться проблемы выравнивания и повышения финансирования. Это настоящий прорыв, который в скором времени сделает нашу систему гораздо эффективнее», — считает глава ведомства.

Назначение руководителей

Еще одним новшеством станет назначение руководителей отделов образования не акимами районов и городов, а руководителем областного управления образования.

При этом, согласно требованиям МОН, это должны быть кадры с практическими навыками и функционалом, люди, которые получили хороший опыт на нижестоящих руководящих должностях в той же системе образования. Факты назначения на эти должности лиц, напрямую не имеющих отношения к сфере образования, участившиеся в последние годы, должны быть исключены, считает министр.
«Не скрою, что имеются проблемы и по эффективности взаимодействия министерства и управлений образования. Это также связано с отсутствием административной и организационной подчиненности, — продолжает спикер. — МОН, в свою очередь, может влиять на сады, школы и колледжи только опосредованно — через государственный общеобязательный стандарт образования, учебные программы и нормативно-правовые акты. Министерство не назначает руководителей управлений и отделов образования, не финансирует деятельность школ, садов, колледжей. При этом надо понимать, что при действующей организационно-финансовой системе эффективно руководить около 20 тысячами организаций из министерства пока невозможно. К этому можно прийти только после поэтапного введения подушевого финансирования, полной цифровизации процессов, бухгалтерии, закупок, введения органов корпоративного управления при организациях образования и других мер».

«Сейчас на этом этапе мы инициировали включение нормы по согласованию назначения руководителей областных управлений и городских/районных отделов образования с Министерством образования и науки и передачу отделов образования в областные управления, — отметил глава ведомства. — Дальше будем анализировать ситуацию и предпринимать следующие шаги в этом направлении».

Министр убежден, что изменение системы управления и передача отделов образования со школами и садами на областной уровень, введение нормы о согласовании с МОН назначения и увольнения руководителей райгороо и управлений образования, формирование единых квалификационных требований и привлечение профессионалов-практиков в руководство городских, районных отделов и областных управлений образования, изменение системы назначения директоров, введение института их аттестации и ротации вкупе с изменением системы финансирования на персонифицированное и подушевое должно повысить эффективность всей системы образования.

Статьи по Теме

Back to top button