Интервью

Когда театр вернется домой?

В самом центре столицы вот уже более 120 лет служители Мельпомены изо дня в день перевоплощаются ради того, чтобы подарить чувство радости зрителю на подмостках Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького. Мы поговорили с директором театра и узнали о планах творческого коллектива на новый сезон.

Нас встретил директор театра Ернар ДЖУМАТАЕВ. Молодой, но уже имеющий обширный опыт театрального менеджмента руководитель рассказал о том, чем сегодня живет один из старейших храмов искусства Казахстана.

На вопрос о том, как в погоне за трендами в социальных сетях или изменениях политической ситуации не потерять ту самую частичку чистого, сокровенного, театрального, Ернар Курбанбекович отвечает:

— Запрос общества на широкий круг острых тем обозначен в выступлении нашего Президента. Театр не должен быть в стороне от тех реформ, которые ведутся в республике. В связи с этим театр должен быть живым и актуальным. Театр всегда рассматривался как мощная коммуникативная система, объединяющая людей.

Невозможно закрыться от трендов и существовать в каком-то своем микроклимате. Нужно принимать вызовы современности, быть гибкими, подстраиваться и выходить победителем из ситуации.

— Как сегодня укомплектована труппа театра?
— Горьковцы всегда гордились преемственностью поколений. Иначе не было бы бренда, который известен сегодня зрителю. Могу похвастаться тем, что у нас работают лучшие представители разных возрастных категорий, и главное для нас — чтобы разница в возрасте была преимуществом нашего театра.
Будучи актером, я также смотрю за тем, как работают на сцене мои старшие коллеги по цеху, как они настраиваются. Ведь это не просто выйти на сцену и проговорить свой текст. К примеру, заслуженная артистка РК Наталья Косенко начинает подготовку к каждому вечернему спектаклю еще утром. Это не только свидетельство профессионализма, но и знак огромного уважения к зрителю.

Такую же подготовку, уверен, проводят все актеры старшего поколения. Это заслуженные деятели РК Сергей Матвеев, Людмила Крючкова, ветеран труда Наталья Матвеева, Нина Дроботова, Зинаида Абаназиди. Мы со своей стороны создаем им максимально комфортные условия.

А уже молодые актеры, которые только пополняют наши ряды, перенимают эти традиции, профессиональные подходы к работе. Так формируется их отношение к той сложной специальности, которой они прослужат всю свою жизнь.

Для театров преемственность и сохранение лучших традиций, проверенных временем, имеет огромное значение и несет в себе глубинную внутреннюю суть. Огромный опыт, достижения и творческий поиск театральных деятелей предыдущих поколений учат нас и помогают формировать особое видение.

Разница в возрасте дает возможность развернуться и режиссерам, которых мы приглашаем из-за рубежа.
Постоянный зритель помнит, что в репертуаре театра есть спектакль «Евгений Онегин. Наши дни». Его поставил московский режиссер Юрий Квятковский в очень современном стиле, когда роман А.С. Пушкина читают под музыкальные биты. Казалось бы, это строго молодежная постановка с элементами пластики, но именно здесь взрослая и очень опытная актриса Людмила Крючкова вписалась как нельзя кстати. Она играет роль няни.

И таких примеров у нас немало. В целом актерский состав разноплановый, и мы можем замахнуться на масштабные проекты без оглядки на дефицит кадров.

— Вы упомянули о приглашенных режиссерах. Кто это?
— Мы стремимся сохранить традицию глубокого психологического театра, рассказать о человеке в современном мире, воплотить на сцене лучшие произведения мировой классической литературы, погружение в идею автора произведения остается наиважнейшей задачей. Отталкиваясь от этого, приглашаем режиссеров и предлагаем им пьесы, порой и они приходят к нам со своим видением и предложениями.

Удачей 2021 года в театре стал спектакль «Светлые думы» — сценическая фантазия по рассказам В. Шукшина. Здесь поработал режиссер-постановщик, автор инсценировки Евгений Гельфонд из Челябинска. В результате спектакль получил «Золотой диплом» фестиваля «Золотой Витязь» (г. Москва, РФ).
В том же году с нами работал режиссер из Санкт-Петербурга Рача Махатаев. Он поставил спектакль «Гоголь. Петербург», сценическая фантазия по мотивам «Петербургских повестей» Н. Гоголя. Кстати, спектакль получил диплом фестиваля «ТеатрАLL» в номинации «Особый взгляд». А уже в текущем году постановка стала победителем в номинации «Лучший спектакль года» в конкурсе «Приз критиков» (г. Алматы) в результате мониторинга «Театры Казахстана-2021» Международного объединения театральных критиков.
То есть приглашение режиссера — это не просто формальный подход для пополнения репертуара, это целая наука для нас, ведь мы очень избирательны и просто обязаны держать уже заданную высокую планку перед зрителем.

Кстати, это касается не только режиссеров, но и актеров. Вы сказали о современных трендах, за которыми необходимо успевать угнаться. Сейчас к нашим сотрудникам предъявляются высокие требования. Обязательными являются занятия по вокалу и пластике, совершенствование профессиональных навыков. Поддерживать свой профессиональный уровень театру помогает участие в международных фестивалях, повышение квалификации специалистов и актеров — участие в мастер-классах ведущих театральных педагогов России.

— Да, что касается международного сотрудничества. Как сейчас театр ведет эту работу?
— С 2017 года ГАРДТ имени М. Горького входит в Ассоциацию русских театров зарубежья. В этом году театр вошел в федеральную программу России «Большие гастроли». И совсем недавно мы с радостью посетили город Новокузнецк, где представили наши спектакли. С гордостью хочу сказать, что мы с честью отыграли постановки на сцене Новокузнецкого драматического театра и были приятно удивлены теплым приемом и отзывами зрителей Кузбасса.

Театр также продолжает свою гастрольную деятельность. Совсем недавно вернулись из города Костаная. Буквально за четыре дня показали 10 спектаклей. Была задействована почти вся труппа.

Сразу после этого мы приняли участие в Международном театральном фестивале по произведениям Мартина Макдонаха в городе Перми (РФ). Туда повезли спектакль «Человек-подушка».

То есть до официального начала 122-го театрального сезона уже приняли участие в масштабных театральных событиях.

— Известно, что в историческом здании театра сейчас идут ремонтные работы. Не обойти эту тему мы просто не можем. Так как горожане очень активно следят за ходом работ. Как сейчас продвигаются дела?
— Конечно, мы понимаем, что жители столицы, особенно старожилы, переживают по поводу сохранения культурных памятников, их исторического облика. Могу заверить, что все работы в театре ведутся с учетом исторической и архитектурной ценности. Более того, мы проводим совещания по качеству и срокам проведения работ на еженедельной основе. Надеемся, что совсем скоро мы въедем в наш театр и будем радовать зрителей новыми постановками.

— Однако, несмотря на работу вне стен, вы продолжаете ставить новые спектакли.
— Именно! Мы ни на минуту не останавливаем процесс. Да, что-то переформатировали. Однако подходы и традиции остались.

В марте текущего года вышла премьера спектакля по пьесе Д. Фо и Ф. Раме «Жизнь без» в жанре бытового сюрреализма. Спектакль стал своеобразным международным проектом. В творческую группу вошли режиссер Татьяна Захарова (г. Нижний Тагил, РФ), художник-постановщик Екатерина Витковская (г. Москва, РФ), художник по костюмам Зухра Мукамбетова (г. Бишкек, КР), режиссер по пластике Роза Бельгибаева (г. Астана, РК).

2022-й объявлен в Казахстане Годом детей. Театр продолжает работу в этом направлении. Ежегодно мы выпускаем один новый детский спектакль. В 2021 году художественный руководитель театра, заслуженный артист Бекпулат Парманов поставил спектакль М. Супонина «Коза-Дереза». В текущем году мы планируем постановку спектакля «Щелкунчик».

Алибек АБДИЛОВ

Статьи по Теме

Back to top button